Расчет прочности спонсона левого борта при действии внешнего давления

Информация

Спонсон — участок верхней палубы, выступающий наружу за линию борта, с присоединенными конструкциями.

При решении задачи, о которой пойдет речь, использовался Cosmos/M — один из лучших программных комплексов для расчета напряженно-деформированного состояния (НДС) конструкций методом конечных элементов. Cosmos/M представляет собой многоцелевой конечно-элементный пакет для широкого анализа НДС элементов конструкций.

Проверка прочности конструкций спонсона под действием гидродинамической нагрузки осуществлялась с использованием твердотельной модели участка спонсона в натуральную величину, выполненной в программе SOLIDWORKS.

Расчет прочности производился в среде программного комплекса Cosmos/M.

По размерам трехмерной твердотельной модели, предварительно переведенной в формат *.IGS, была создана расчетная конечно-элементная модель спонсона, составленная из оболочечных элементов SHELL4 и балочных элементов BEAM3D. Оба типа использованных конечных элементов представлены в стандартной библиотеке элементов программы Cosmos/M. SHELL4 — оболочечный элемент, обладающий как изгибной, так и мембранной жесткостью. Это четырехузловой плоский элемент с шестью степенями свободы в каждом узле (три перемещения и три вращения), применяющийся для моделирования плоских пространственных конструкций. Элемент характеризуется толщиной и физическими свойствами материала. BEAM3D — балочный одноосный элемент. Имеет два узла, в каждом из которых определено по шесть степеней свободы. Применяется для моделирования стержневых систем, работающих на растяжение-сжатие и/или изгиб, характеризуется геометрическими параметрами поперечного сечения и физическими свойствами материала.

Обшивка всех перекрытий спонсона моделировалась элементами типа SHELL4, а набор — элементами типа BEAM3D. Результат построения конечно-элементной модели представлен на рис. 1.

Рис. 1. Общий вид модели спонсона Рис. 1. Общий вид модели спонсона

Спонсон изготовлен из стали с модулем упругости (модуль Юнга) Е = 2,1 105 МПа и коэффициентом Пуассона ν = 0,3.

В качестве граничных условий принята жесткая заделка опорных контуров палубных перекрытий, подшивки спонсона, а также свободных кромок поперечных переборок (рис. 1).

В качестве нагрузки в задаче принято внешнее давление (равномерно распределенная нагрузка) величиной 1 105 Па (1 кгс/см2). Направление давления и поверхности, на которое оно приложено, показаны на рис. 2.

Следует отметить, что в задаче заявлена цель проверки прочности конструкции при действии гидродинамических сил, тогда как в действительности приложено статическое давление. Cosmos/M позволяет решать действительно динамические задачи. Для этого необходимо знать закон изменения нагрузки во времени в виде временной функции амплитуды нагрузки или в виде спектральной функции амплитудно-частотной характеристики нагружения.

Для построенной модели программный комплекс Cosmos/M рассчитал НДС оцениваемой конструкции. Чтобы определить напряженно-деформированное состояние построенной модели, состоящей из 18  145 конечных элементов, 18  257 узлов (70  164 уравнения), потребовалось 18 секунд машинного времени на ПК Pentium-IV-1500, DIMM 512 Мб.

Основные результаты расчетов представлены на рис. 3−5.

Рис. 3. Напряжения Мизеса в модели спонсона, Па Рис. 3. Напряжения Мизеса в модели спонсона, Па
Рис. 4. Напряжения Мизеса в модели спонсона, Па. Вид на переборку Рис. 4. Напряжения Мизеса в модели спонсона, Па. Вид на переборку
Рис. 5. Перемещения в модели спонсона Рис. 5. Перемещения в модели спонсона

Напряжения Мизеса отвечают четвертой теории прочности (Хуберта-Мизеса). При этом предельным состоянием конструкции считается начало развития пластических деформаций. На рис. 6 изображены области развития пластических деформаций, для которых рассчитанные действующие напряжения превосходят предел текучести σT = 200 Мпа, характерный для обычной судостроительной стали.

На примере этого расчета хорошо виден эффект концентрации напряжений у вырезов в сплошной конструкции бортового перекрытия, проиллюстрированный на рис. 6.

Рис. 6. Область развития пластических деформаций Рис. 6. Область развития пластических деформаций

Результаты расчета близки к результатам, полученным традиционными методами строительной механики (отличие составляет 1−3%).

Программное обеспечение для расчетов — Cosmos/M — было предоставлено компанией Consistent Software SPb.

Остались вопросы?
Проконсультируем по вопросам конфигураций, приобретения платных и бесплатных лицензий, внедрения и обучения - оставьте свои контакты и мы свяжемся с вами в ближайшее время
Это поле обязательно для заполнения.Введены некорректные данные.
Это поле обязательно для заполнения.Введены некорректные данные.
Это поле обязательно для заполнения.Введены некорректные данные.
Это поле обязательно для заполнения.Введены некорректные данные.
Это поле обязательно для заполнения.Введены некорректные данные.

Это поле обязательно для заполнения.Введены некорректные данные.